Сухум или последний день абхазского приключения.

Мое летнее приключение подошло к концу. Время неумолимо приближало нас к расставанию с новыми друзьями с полюбившейся нам Абхазией.

Я уезжала первая. Билет был взят на поезд Сухум-Москва.

Первая идея была сесть в поезд в Новом Афоне, но потом появилось желание взглянуть на столицу Абхазии. Ко мне решили присоединиться члены нашей к тому времени дружной компании: Ира с Сережей, Наташа, Саша.

Отправление поезда после обеда. Не помню уже точное время, но точно после трех.

Утром, проснувшись, мы отправляемся к морю. Как уехать и не окунутся напоследок…   Ближайшим путем выходим к морскому берегу.  Море гораздо спокойнее, чем накануне. Мы погружаемся в его объятья, бродим по берегу, собирая ракушки…

Вернувшись домой, быстренько укладываю остатки вещей, и мы всей компанией отправляемся на маршрутку до Сухума.

Еще накануне мы выяснили, что на вокзале нет камеры хранения. На этот случай было разработано несколько планов. В любом случае среди них не было варианта, где бы пришлось носить мой рюкзак с собой, изучая город.

Проезжая на маршрутке по городским улицам, мы с сожалением смотрели на разрушенные во время войны с Грузией здания. Много их еще стоит не восстановленных.

Но все же город отстраивается, развивается и выглядит вполне гостеприимным.

Выходим у вокзала. Он представляет собой  тоже весьма плачевное зрелище.

Сухумский вокзал

Теперь понятно, что мысли о камере хранения просто неуместны. Да и поезда здесь практически не ходят. Видим на путях состав. Как выяснилось позже, на нем мне предстоит отправиться в Москву. Других поездов нет.

Идем изучать, что же все-таки здесь функционирует.  После нескольких вопросов прохожим выясняем, где находиться отделение милиции, направляемся туда, но дверь оказывается запертой на замок. Оглядываем платформу и видим стражей порядка сидящими поодаль на скамеечке.

Выдвигаемся в их сторону, намереваясь в ходе переговоров навялить ребятам на хранение мой рюкзак. Импозантный Сережа берет дипломатическую часть на себя, распорядившись, чтобы маленькая я поддакивала и улыбалась. Остальные приотстали и наблюдали  за ходом событий.

Стражей порядка долго уговаривать не пришлось. Они с радостью согласились приютить мой рюкзак на время нашей прогулки, пообещав ко времени отправления быть поблизости. Пока заносили рюкзак в отделение, получили несколько полезных советов, как лучше добраться до Ботанического сада, и о том, что фотоаппараты, которые в горах мы носили частенько болтающимися на руке, все же лучше держать понадежнее.

Вещи пристроены, и мы налегке отправляемся на прогулку. Садимся в автобус, который нам указали местные жители и едем в Ботанический сад. Рассматриваем по пути улицы. Народу не мало, поэтому фотографировать по ходу не получается.

Цены на билеты здесь смешные: три рубля, пять рублей… Мы даже не поверили сразу. Правда, если туристы не знают, сколько стоит проезд, водитель может и не дать сдачи…

Выходим на нужной остановке, идем по улицам Сухума, вертясь по сторонам, разглядывая здания, деревья.IMG_2314

Удивленно останавливаемся на перекрестке. Нам горит красный свет светофора и мы, как законопослушные граждане останавливаемся в ожидании зеленого. Но почему же стоят все машины?

Коровушки важно шествуют через перекресток

Оказывается, прямо по диагонали перекресток переходит несколько коров. Пока рогатые не преодолели свой путь, не двинулась ни одна машина и ни один водитель не нажал на сигнал. Корова – священное животное в Индии, но похоже и в Абхазии тоже.

Следующий перекресток нас озадачил не меньше. Здесь картина примерно повторилась. Мы подошли на красный сигнал светофора и остановились. Машины, которые двигались на зеленый, остановились тоже?..  Мы стоим, машины стоят… Потом увидели, что водитель первой машет нам рукой, показывая, что бы мы переходили.  Делать нечего, удивившись подчинились. И только когда мы прошли, машины тронулись.

Вот такие они – абхазцы – загадочные.

Вскоре мы подошли к воротам Ботанического сада. В кассе купили билеты и тут же получили напутствие: «Бегите,  догоните вон ту группу, они с экскурсоводом».

У входа в Ботанический сад

Памятник основателю Ботанического сада

Все выщерблены - следы от пуль

Все выщерблены — следы от пуль

Липа ветеранша. Оградили от любителей забраться на ствол для фотосессии, что привело к сильному повреждению дерева. Огромное дупло заложено кирпичом. Вот такой синтез природы и продукта промышленности

А здесь всплыли слова песни:есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут...

кружево...

кружево…

Серебро эвкалиптовой листвы завораживает

Так цветет банан

Путешествие по саду мы продолжили с экскурсией. Узнали много интересного, многие растения нас поразили своим видом, историей. Но покорил меня бамбук.  Уж и не пойму, чем он мне так глянулся: своей ли живучестью, устремлёнными ввысь прямыми стеблями, а может шумящими в высоте листьями…IMG_2335

Бамбуковая аллея

Кстати, в Сухумском Ботаническом саду разных видов бамбука много и я вдоволь насладилась созерцанием его стеблей разной толщины и цвета, но неизменно прочных, прямых, тянущихся в высь.

Возле гигантской секвойи ко мне подошел мужчина с фотоаппаратом. Он в восторге обратился ко мне с просьбой сфотографировать его у дерева. «Я мечтал о такой фотографии. Опаздываю на автобус. Пожалуйста, сделайте пару снимков».

Вот дядьке не повезло. Не могу я быстро щелкать. А тут секвойя гигантская…  Это ж надо, что бы ее гигантизм виден был и мужик. Думала, отберет он у меня фотоаппарат, пока двигала его то влево, то вправо, то вперед, то назад. Но дядька было возразил сначала что-то, а потом вдруг проникся и стал послушно перемещаться по моей команде, после фотосессии подхватил фотоаппарат и рванул сломя голову на автобус свой. Надеюсь, успел.

Зато пока фотографировала любителя секвойи на его фотоаппарат, о своем забыла.

Ботанический сад в Сухуме занимает большую площадь и растения здесь собраны разнообразнейшие, тем более, что существует он много лет.

В общем, вдоволь нагулявшись по аллеям Ботанического сада мы обнаружили, что не так много времени осталось до моего поезда.

Приняли решение плотно пообедать перед дальней моей дорогой. Отправились искать заведение, где можно бы было это осуществить. Вся проблема заключалась, как выяснилось, в том, что Абхазцы не любят торопиться ив ресторанах приходиться долго ждать заказанные кушанья. Столовую найти мы не смогли поблизости даже с помощью местного населения. Многочисленные кафе предлагали скорее фаствуд, чем полноценное питание.

Так в поисках мы некоторое время бродили по городу.IMG_2382

IMG_2384 IMG_2390 Наконец вышли на набережную.  Красота какая! Море, пальмы…

Сережа вспомнил, что много лет назад где-то здесь был лучший ресторан Сухума «Наарта».IMG_2388 Решили попытать счастья там, хоть продавец мороженного и припугнул нас ценами и скоростью обслуживания.

Сережа ресторан не узнал. Как рассказала нам позже официантка, во время войны он был разгромлен и очень сильно изменился. Та же официантка усадила нас за столик и обещела быстро и вкусно накормить.

Мы, конечно, всего ожидали, но…

Заказали шашлык, овощной салат, хачапури на каждого, а Сережа целых два, вино, компот и что-то еще…

Для нас не только быстро накрыли стол, но еще и сфотографировали всю нашу компанию

В результате наевшись от пупа, не осилив и забрав с собой пару хачапури-лодочек, мы попросили принести счет. В ожидании подсчитывая, во сколько все это пиршество нам обойдется.

Через  некоторое время официантка появилась и объявила сумму… Мы, с округленными от удивления глазами, в пять голосов переспросили: «Сколько…». Официантка в растерянности повторила, и теперь мы точно поняли, что все это великолепие обошлось нам в две тысячи рублей.

А мы уже приготовили в два раза больше… Вот тебе и самый дорогой ресторан.

Выбравшись из «Наарта», мы двинулись к вокзалу.

Фотография по пути на вокзал.

Время поджимало и путь мы завершили на маршрутке.

На платформе нашли наших доблестных милиционеров, забрали вещи. Они ни в какую не соглашались ни на какую плату за оказанную услугу, и я вручила им пару бутылок пива, дабы они смогли освежиться в конце рабочего дня.

Достала я билет, и пошли мы к нужному вагону. Вручила билет проводнице. Она долго его изучала, наконец вынесла вердикт, что этот билет не подходит. Мыв недоумении уставились на нее, потом на билет и тут до меня дошло, что это билет, по которому я приехала в Адлер две недели назад. Вот мы повеселились. Сережа забрал мой рюкзак и мы двинулись в другой конец поезда к моему вагону. Пока ходили туда сюда мои спутники решили попросить проводников доехать до Нового Афона. Нам опять повезло. Девушка-проводница быстро согласилась довезти всю провожающую меня компанию до Нового Афона. вместо платы за проезд мы должны были купить что-то из продуктов предлагаемых в поезде пассажирам. Прикупили воды…  У нас еще было полчаса времени для общения.

Мы успели обменяться впечатлениями, распрощаться…  Спасибо Вам, мои дорогие Ира, Сережа, Наташа, Саша за то, что были со мной рядом в эти часы в Сухуме.

Далее мой путь продолжался на верхней полке 44 часа. Мне это было не в тягость. Я переваривала впечатления, пересматривала фотографии, просто отдыхала… Изредка соседи пытались меня отвлечь от одиночества вопросами. Я коротко рассказала им где была. Потом меня пытались чем-то угощать, я не любитель много есть в поезде, а люди видимо решили, что у меня нет ничего и денег, в том числе, на продукты.

А я всегда удивляюсь, как люди могут столько есть в дороге, будто потом их ожидает многодневная голодовка…

Вот так я и ехала в Москву.

К счастью, нога моя, получив отпуск в течении почти двух суток стала болеть меньше, опухоль спала и ближе к Москве я уже начала строить планы, куда можно сходить в промежутке между поездом и электричкой до Твери. Ведь у меня оставалось почти три часа свободного полета…

31 комментарий на “Сухум или последний день абхазского приключения.”
  • Галина Лукас:

Да, фантастическое у тебя получилось путешествие, Оля. И очень интересный рассказ. Прочитала залпом.
    Признайся, есть желание все повторить?
    Общаетесь ли вы сейчас со своей дружной компанией? Не планируете что-нибудь замутить вместе?

• Ольга Лысик:

Галя, созванивались только с Ириной и Сергеем. С остальными связь не поддерживаем, хотя координаты почти все. Еще с Любой — соседкой по палатке и постоянной спутницей на конных прогулках, общаемся изредка Вконтактах. Мысль каким-то образом пересечься была, но пока не встречались. А так бы с удовольствием вновь отправилась в поход, но очень хочется побывать там, где не была раньше. А ведь в Рицинском заповеднике осталось столько не изведанных тропок. Так что в этом плане вернутся хочется. Очень хочется снова оказаться в мало обетованных местах, побродить, полюбоваться… Хотя в это лето сомневаюсь, что смогу выбраться. Обещала пришить к себе внука. У нас ведь будет по весне еще пополнение. Так что двигать куда-то смогу только с Димкой. Вот изучу тви советы по путешествию с ребенком и может появятся идеи

• Мария Анашина:

Красивая поездка получилась. И завершение ее очень достойное. Жаль Сухуми — такой красивый город и так опустошен войнами. А ведь здесь мог бы быть земной рай…

• Галина Лукас:

Ух ты, как здорово!
    А мысли куда-то поехать с Димой уже есть? Или пока не прикидывали?

• Зоя-путешественница:

Как мне понравилась ваша экскурсия по Сухуму! Три года назад (уже!) в это же самое время я провела там 10 незабываемых дней. Да-да, и море, и сад, и обезьянник, и улицы, и коровы, и обалденные «лодочки» с настоящим абхазским вином в «Наарте»! Об этом, кстати, и я писала на своем сайте, если интересно будет сопоставить впечатления…

• Ольга Лысик:

Обязательно прочитаю ваш рассказ о Сухуме. Очень люблю на одно и то же место посмотреть с разных точек зрения. Я, правда, не имела возможности поподробнее познакомиться с городом, но…

• Елена:

Потрясло, что водители-абхазцы ждали на перекрестках когда вы перейдете дорогу. Класс! У нас в городе такая воспитанность ещё не у всех, некоторые летят как на пожар.

• Ольга Лысик:

Лена, самое интересное, что стояли они, когда горел их зеленый. Машин в Сухуме мало, и так поступают только местные жители, туристы ведут себя уже по-другому.

• ladybloger:

Классная экскурсия по Сухуму. Я там была! Только ещё в детстве.

Ботанический сад превосходный. А вот что здания до сих пор не все восстановили — довольно странно. Ведь уже лет прошло немало, два десятка. Могли бы и восстановить уже давно.

Очень красивые фотографии! Мне особенно пруд понравился. Прелесть просто!

• Ольга Лысик:

Да не особо спешат абхазцы восстанавливать. Они по сути своей неторопливы. Восстановили видимо то, что считали наиболее важным, а что-то так и осталось в развалинах. Много строится сейчас гостевых домов в прибрежной зоне, но это скорее всего частники, а пятиэтажки на окраине, какие-то административные здания так и стоят напоминанием о войне. зияющие проемами окон и дверей, пробитыми стенами.

• Екатерина:

Я тоже была летом в Сухуме, Новом Афоне и других городах Абхазии. Природа просто чудесная, если бы еще и города подмарафетить и украсить, то это была бы сказка наяву, а то везде разруха.

• Ольга Лысик:

Города подмарафечивают потихоньку, но мне больше понравилось в горах, где марафет наводит сама природа.

• nord_tramper:

Хорошее окончание длинного похода ) Туристов в Сухуми много?

• Ольга Лысик:

Туристов мы много не увидели, хоть это был сезон — конец августа, да и в Новом Афоне пляж даже центральный был малолюден.

• Хуторная Елена:

Набережная и правда так хороша! Да и вообще вся прогулка показалась такой неспешной, размеренной, как будто я тоже по городу прогулялась ))) Здорово!
    А насчет еды в поездах просто люди часто едят, когда им скучно, в виде развлечения, уж ничего не поделать с этим )))

• Ольга Лысик:

Да мы и правда не спешили, разве только чуточку на обратном пути. Даже разыскивая место, где пообедать, просто брели и разговаривали с местными жителями, продавцами на улице.

• Геннадий:

Отличный фотоальбом сделан! Спасибо. Только комментарии не удобно читать на тёмном фоне.

[Ответить]

Извини Ольга, теперь фон нормальный, это у меня наверное комп глюкнул разочек.

• ZvetaLana:

Года 3,5 назад мои старшие дети ездили в Абхазию, я как то была не в восторге от их затеи, но они вернулись довольные, полны впечатлений. Ваш рассказ этому подтверждение.

• Ольга Лысик:

Меня тоже многие отговаривали от поездки, тем более, что уезжала из дому я одна на встречу с никому неизвестной туристической группой.

• Елена Метелева:

Какой красивый город, какая красотища и в Ботаническом саду! Я была в Сухуме очень много лет назад, мало что помню. А тут такая отличная экскурсия получилась!

• Ольга Лысик:

Жаль, времени было мало. С удовольствием бы побродила по Сухуму и изучила его получше.

• Елена (Ms Legko):

Так интересно: из зимы и в лето. Это я о постах твоих 😉
    Пора бы и мне за путешествия взяться. А то про Торжок рассказала, а дальше… Молчок 😀
    Вот сейчас «соберусь с силами» и продолжим…

• Ольга Лысик:

Так это специально, чтобы погреться. А если серьезно, закончилось мое летнее приключение и цикл рассказов об Абхазии Сухумом. Теперь до нового похода…

• Юльчатка:

Фантастика, да, и только )) Не знаю, как этот город выглядел раньше, но ты, Оль, показала его с хорошей стороны (несмотря даже на разрушающиеся здания). И, главное, люди какие отзывчивые! Спасибо за прогулку. В ботаническом саду очень понравилось ))

• Ольга Лысик:

Сад прекрасен в Сухуме да и город сам хорош — это ты верно, Юлечка, заметила. Подольше бы там побыть. Еще очень хотелось попасть в Обезьяний питомник.

• Эллина:

Ботанический сад хорош, липа — просто гигантюра! А, цены — да, удивили, соооовсем не московские, хотя и зарплаты несопоставимые, конечно.

• Юльчатка:

Ой, про Сухумский обезьяний питомник мне обещала девочка рассказать )) Увидишь, может, вскоре хотя бы фоторассказ ))

• Ольга Лысик:

Жду рассказа, Юля. С удовольствием познакомлюсь с этим местом поближе.

• ladybloger:

И вот очень жаль, что так не спешат восстанавливать. Если бы там не было столь депрессивно, давно бы уже съездили. Хотя, конечно, природа Абхазии осталась неизменной. Всё такая же прекрасная.