Прощание с перевалом Пыв. Переход к озеру Рица.

Последние кадры с перевала Пыв

Ухожу я отсюда с грустью. С грустью, потому что понимаю, что поход мой подходит к концу, что скоро все мы здесь собравшиеся, разлетимся в разные стороны, и вряд ли большинство еще когда-нибудь встретится на моем жизненном пути, что я не скоро увижу снова эти горы, долины и озера…

Последние снимки на память… Долина выглядит сегодня необычайно живописно. Горы поймали облака, и те зависли меж вершинами…

Там, в облаках, еще полчаса назад стоял наш лагерь

Грузим вещи в УАЗ и в задумчивости отправляемся в путь.

Загрузка идет полным ходом

Сверху, с площадки кафе, машет рукой Аслан…

Иду молча, лишь изредка короткой фразой отвечая на вопросы, до первого привала.

Первый привал по пути к озеру Рица

Не хочется разговаривать. Знаю, что я такая не одна.

Идем мы по знакомому серпантину, по пути изредка встречаются УАЗики с туристами. Еще рано, потом их станет больше.

Красивые виды запечатлеваются на фото.

Спускаемся вниз по серпантину

Мы забегаем на земляничную полянку, найденную еще при переходе к перевалу Пыв, собираем спелые ягоды, иногда находим малинку…

Земляника только поспевает, а у нас ее сезон давно закончился

Вскоре добираемся до поворота на турбазу Ауадхара. Но наш путь сегодня в противоположную сторону – к озеру Рица. По этой дороге в начале похода мы ехали на машинах, теперь нам предстоит пройти ее пешком.

корни деревьев висят прямо над нашими головами. Удивительно, что дерево до сих пор держится

По пути встречаются многочисленные реки, речушки, ручьи, водопады с кристально чистой водой

А у нас их разводят, как декоративные

Данные по километражу нашего сегодняшнего пути разнятся от двадцати до двадцати семи км.

Дорога идет вниз, поэтому идти легко. Периодически устраиваем привалы, в обед перекусываем (меню здесь традиционно).

Очередной привал

Когда верная сидушка с тобой, можно присесть прямо на дороге

Все больше встречаем туристов на машинах. У водопада низвергающего поток воды с горы просто

столпотворение…

У водопада настоящее столпотворение

Обнаруживаю, что меня это слегка раздражает. Одичала я в горах, однако. Но эти толпы нарушают  ту душевную гармонию, которая неизменно сопутствовала нам  все дни нашей дикой жизни. Шум, крики, очередь людей с фотоаппаратами, рев моторов, гудки машин…

И вот внизу мы видим синее зеркало озера Рицы.

Вода на солнце кажется неправдоподобно голубой

Наслаждаемся красотой, уйдя в сторону от водопада и присев на ограждение у обрыва.

Вот оно — озеро Рица — совсем рядом, но еще далеко

Нам предстоит пройти еще несколько километров и спустится к самому озеру.

Отдохнув, продолжаем путь. Вдруг солнце исчезает, небо темнеет и начинается дождь. Он как будто берет разгон. Мы прибавляем шагу, но дождь с нарастающей силой обрушивается на нас. Уже не спасают дождевики, в кроссовках хлюпает вода, лицо заливает вода. Прикидываю, есть ли на мне еще сухие места. Кажется, спина и живот еще более или менее в норме.

Достигаем места, где предстоит разбить лагерь. Рюкзаки наши уже здесь, заботливо укрыты тентом.

Макс говорит, что палатки ставить будем под дождем, другого выхода нет.

Наш лагерь у озера Рица

Находим место под густыми деревьями, Люба и Татьяна проверяют площадку, я бегу под тент за палаткой.  Дождь, как по заказу слегка утихает. Мобилизуем свои силы и опыт и… в считанные секунды ставим палатку. Сами удивляемся своей ловкости. У нас сухо, не промокла даже внутренняя палатка, а когда на месте внешняя дождь уже не страшен. В этом мы убедились в предыдущие дни.

Ребятам повезло меньше: у кого не хватило опыта, у кого конструкция оказалась более сложной, но палатки у многих промокли здорово.

Самые находчивые сначала натянули общий тент, а под ним собрали до полуфабриката свои палатки и уж тогда перенесли их на постоянное место. Кто-то нашел место для сборки под крышей развалин, которых здесь много. О них я расскажу немного позже.

Самые отчаянные разделись до плавок и купальников и понеслись к озеру, мужчины заготавливают дрова.

Все вокруг такое мокрое, вода стоит на земле и не впитывается. Как в этом болоте развести костер?

На эту процедуру уходит час с лихом. Пламя горит только, когда над ним размахивают сидушкой. Над огнем уже повешены котелки для чая и ужина. Мы смотрим на них с надеждой: закипят же они когда-нибудь.

Дождь идет до позднего вечера, наконец, потоки его иссякают. Это для нас становится настоящим праздником. А если учесть, что ужин мы все же приготовили, чай вскипятили…

Поев и попив горяченького, отыскав и напялив сухие вещи (у меня они, слава Всевышнему, еще остались), чувствую себя почти королевой.

Отправляемся гулять к озеру. Оно сейчас выглядит мистически…

Мистика и реальность

На закате Рица имеет мистический вид

Картину удачно довершают развалины здания в парке.

Развалины бывшего лечебного корпуса смотрятся  загадочно

А это с другой стороны

Что же было в этом прекрасном месте на берегу озера Рица?

А была здесь дача Иосифа Виссарионовича Сталина.  Здесь на берегу располагались корпуса обслуживающие главное предприятие расположенное выше в горах. Заинтриговавшие нас развалины ранее были лечебным корпусом, он сохранился лучше других. От других остались только фундаменты.

Зато сохранились фруктовые деревья: сливы, яблоки, алыча растут над нашими головами. Мы собираем плоды и варим из них знатный компот. Мммм, вкуснятина!

Спать ложимся в сухую палатку в теплые спальники. Пригревшись, быстро засыпаем.

Озеро Рица. День второй.

Утром, высунув нос из палатки, обнаруживаем шевеление в лагере. Народ уже копошится, умывается, ставит воду на костер, натягивает веревки…

По всему парку натянуты веревки. Мы пытаемся высушить вещи

Вскоре вокруг нашего лагеря парк превращается в сушилку мокрых вещей. Веревки с вещами и обувь передвигаются по парку в зависимости от того, куда перемещается солнце. Зрелище впечатляет, особенно удивляются те, кто уже приехал сюда на экскурсию с побережья. Там дождя не было и там тепло. Мы же все в куртках ходим,  а парк заполнен веревками с мокрыми вещами. Но вот народ, приехавший налегке, начинает ежиться…  Свежо у нас…

Ближе к обеду солнышко нас радует все больше. Вещи подсыхают, мы поснимали с себя кофты. Я отправляюсь побродить по окрестностям, обнаруживаю реку, мост, дорогу. Иду вдоль озера по стороне противоположной той, по которой пришли сюда мы вчера. Опять куда-то везут туристов. Разворачиваюсь, иду к лагерю. Оказывается я не дошла всего нескольких метров до водопада. Шум его воды услышать я не могла, потому что вода здесь шумит повсюду, я иду по берегу горной реки.

Скоро должны прийти за нами машины, которые отвезут нас в Новый Афон. Мы упаковываем вещи в рюкзаки, выбираемся на поляну поближе к дороге и здесь располагаемся в ожидании.

Ожидание наше затягивается… Никто к нам не приезжает. Час, второй, третий… Начинаем волноваться. Инструктора отправляются ближе к цивилизации, туда, где есть связь.

Хочется кушать, и мы отправляемся к водопаду, до которого я не дошла накануне. Разведка донесла, что здесь готовят вкуснейшие чебуреки.Водопад каскадный, народ облепил его снизу доверху. Самые настойчивые карабкаются ближе к вершине. Для любителей загадывать желания здесь сооружено вот такое сердечко и продаются ленточки.

сердце, тебе не хочется покоя...

сердце, тебе не хочется покоя…

Народ карабкается в вверх по водопаду

Мы находим человека делающего чебуреки, делаем заказ и с нетерпением ждем, пока нас накормят, наблюдая за процессом приготовления.

Насытившись, подобрев, мы опять отправились к лагерю. Прошло еще некоторое время, пока появился Максим и сказал, что машины будут часов в семь. Произошло недоразумение при договоре. Водители собирались ехать за нами только завтра.

Чего мы только не переделали за это время: посидели, полежали, поговорили, изучили все окрестности, все растущие поблизости растения.

Стебель лианы плотно обвивает ствол дерева. Кажется, что это толстый и прочный канат.

Вот такая симпатичная вампирша

Поразило нас наблюдение за ростом лиан. Сначала это тоненький безобидный стебелек-нитка, карабкающийся по стволу дерева.  С годами он крепнет, срастается воедино со своими собратьями, превращаясь в тонкие плети-канатики, потом в один толстый канат. Этот ствол-канат оплетает дерево, поднимаясь все выше и выше, цепляясь за сучья и ветки. Дерево в таких объятьях начинает задыхаться и гибнет…

Солнце спряталось в горах, на землю опускались сумерки и тут…  О, радость! Мы увидели наши машины. Неужели мы все-таки сегодня уедем…

Мы загружаемся, впихивая сначала рюкзаки, потом себя. Нас считают… Вдруг потеряли кого-нибудь на Рице. И вот мы едем.

Народ раздухарился, водитель включил музыку и мы дружно подпеваем, прихлопываем, пританцовываем насколько позволяет пространство.

Каменный мешок

Вдруг остановка. Что это? Выходим из машины, задрав головы вверх, с удивлением смотрим на отвесные скалы Юпшарского ущелья. Дорога будто вырублена среди каменных стен, возвышающихся на высоту небоскреба. Каменная яма или каменный мешок – называют здесь это место.

Уже в полной темноте мы заезжаем на пасеку. Юный пчеловод, правда, юный. Пареньку двадцать один год, а он так хорошо знает свое дело. Пасечник рассказывает много интересного о своих подопечных, о разных сортах меда, о его свойствах.

Но мы уже так устали за день ожидания, что плохо воспринимаем информацию. Уже хочется не меда, а куда-то, где можно помыться и отдохнуть.

Приезжаем в Новый Афон. Часть из нашей компании принимает решение жить в кемпинге у моря, мы же решаем остаться в предложенных нам комнатах у частников.

Нас трое – я, и супруги Ирина и Сергей, располагаемся у Альбины. Я первым делом иду в душ, причем, не заходя в дом.

Конечно же, это не прихоть, а необходимость. Как только я вышла из машины, тут же умудрилась ввалиться в яму с грязью. Да, предупредили меня и даже удержать пытались, но я оказалась проворнее…

Зато помылась с еще большим удовольствием.

Располагаемся в комнате. В головах роятся мечты об ужине. Альбина угощает нас помидорами,  огурцами, вкуснейшим хлебом, достает банку консервов.  Быстренько режем салат, ужинаем, съев все, что было приготовлено и разбегаемся спать.

Сережа размещается прямо во дворе под гранатовым деревом. Он уже здесь присмотрел себе кровать.

Оказывается, приятно растянуться на кровати после стольких ночей в палатке.

P.S.  Жилье мы сняли за 300 рублей за место в сутки. Удобства минимальные: туалет и душ во дворе, но после наших спартанских условий существования нас все устраивало, тем более, что сидеть дома мы не собирались.

Да, со мной же еще одна неприятность приключилась. Еще на подходе к Рице я заметила, что у меня побаливает нога. Объяснить самой себе и окружающим я это никак не могла: не разбила, не потянула, не натоптала. Болит кость между двумя суставами — коленом и голеностопом.

Хорошо ветеринар среди нас оказался. Констатировал воспаление сухожилия.  Перевязали эластичным бинтом, и с этим я существовала до конца путешествия, совершая все передвижения без ограничений.

14 комментариев на “Прощание с перевалом Пыв. Переход к озеру Рица.”
  • Елена:

Оля, и смеюсь, и переживаю читая! И холодно от дождя было, и уютно уснула в спальнике. И всё вместе с вами. Озеро интересно увидеть не таким, как его обычно фотографируют со стороны кафе и там, где подъезжают автобусы. У меня остались фотографии озера Рица и Каменного мешка. Край сплошной красоты.
    С нетерпением жду рассказа о Новом Афоне. Пещеры? Монастырь?

• Ольга Лысик:

Лена, озеро очень красивое, конечно же, но меня огорчило его состояние вблизи. Все-таки мусора там очень много. Как раз со стороны кафе, может быть его убирают, а вот со стороны, где народа не так много в воде чего только не плавает. После чистоты озер, на которых мы побывали, это на меня подействовало удручающе. Зато спасательные жилеты здесь в прокат не забывают выдавать. Без них купаться нельзя, штраф. Так уж могли бы и порядок навести.
      И даже при этом, красота здесь необыкновенная и вполне понятно, что эти места хотят посетить много туристов.
      А уж что мы во время дождя и после ощущали, да пока автобусы ждали… Смешение чувств… Хорошо, что народ собрался достаточно покладистый и терпеливый…

• Галина Лукас:

Потрясающие пейзажи… и действительно спартанские условия. 🙂
    Оля, как тебе удалось ногу застудить? Ночью прохладно было? Как сейчас твоя ножка?
    Читала и ощущала твою грусть по тому, что путешествие подходило к концу. Хотелось бы тебе еще раз туда вернуться? Попасть в такой же поход по тем местам? Или хватит одного раза? 😉

• Ольга Лысик:

Галя, я не думаю, что застудила ногу. Скорее всего повернула на спуске неудобно, но не обратила внимания, а только потом холод добавился, когда дождь полили. Холодно было только во время этого ливня. В другие ночи было прохладно весьма, но мы и одеты были соответствующе.
      Нога моя и правильная перевязка, дали мне возможность быть вместе с друзьями. Я не отставала ото всех и не задерживала никого. Один раз только попросили подождать ребят, чтобы сделать перевязку. Это заняло минут 5-7. Потом еще я по Новому Афону, Сухуму и Москве разгуливала, правда, все время с повязкой. Сейчас нога абсолютно здорова.
      Галь, в поход подобный еще очень хочется сходить. Странно, но есть какие-то опасения и сожаления по составу группы. Вот бы собраться той же компанией или такой же удачной компанией. Знаю, что не всем так везет с группой, как мне.
      Конечно, с удовольствием бы вернулась в эти прекрасные места, я ведь еще столько здесь не увидела,но еще и новые хочется посмотреть.

• Алевтина:

Оля как я тебе по доброму завидую, сколько впечатлений останется от этого похода и думаю он не последний. Побывав в горах хочется возвращаться туда снова и снова и начинаешь понимать высоцкого «Лучше гор могут быть только горы на которых ещё не бывал»

• ladybloger:

Красота какая! Я на озере Рица была ещё в детстве, но до сих пор помню, что вода там потрясающего оттенка — ярко-голубая!

Прекрасное путешествие! По хорошему завидую. Такие походы пока не для нас. А были там вообще люди с маленькими детьми?

• Ольга Лысик:

В нашем походе самому младшему было 10 лет. Думаю, что младшим было бы трудно да и родителям не легко было бы. Все-таки много пешком ходили, хоть и без рюкзаков. Влад справился почти со всем маршрутом, только в походе в Семиозерье ноги стер и к Рице мы его отправили на машине. Но он уже товарищ бывалый, родители его заядлые туристы и мальчик уже с ними ходил.

• Lora:

Да… места конечно живописные. Все равно, не смотря на трудности и грусть об окончании этой восхитительной поездки. Впечатления несомненно незабываемые и бесценные!

• Ольга Лысик:

Вот уже месяц пишу и никак не могу описать всего короткого путешествия своего. И фотографии частенько просматриваю…

• Юльчатка:

Понимаю твою грусть, Оль, такие места покидать не хочется совершенно. Но, как видишь, несмотря на все удачи, которые тебя подкарауливали на всём протяжении путешествия, пришлось и поволноваться (хорошо, что твоя нога теперь в порядке и ты готова к новым приключениям) ))

• Ольга Лысик:

Нога меня удивила, но благодарна ей, что не подвела, выдержала все, хоть и в повязке.

• Надежда:

Знакомые ощущения, я очень прилипчивая к людям и мне всегда очень жаль раставаться.

• Ольга Лысик:

Зато как радостно было услышать телефонный звонок и знакомый голос, когда позвонила Ирина… Я буквально вопила от радости, на другом конце происходило примерно тоже самое.