Ответственность

Как часто мы не осознавая сами, избегаем взять на себя ответственность за что-то. А бывает, что наоборот осознаем, что примем решение и потом, если не сложится, нам достанется, и убегаем от этой самой ответственности куда подальше.

 

На самом деле нужно быть сильным человеком, чтобы хотя бы просто в этом признаться даже самому себе, тем более окружающим. А если нашел в себе силы все-таки взвалить на свои плечи эту ношу – тогда ты герой

А сколько мук иногда претерпеваем, борясь с самим собой, убеждая себя, что если не по плану пойдет, тогда все пропало…

 

Я не просто так этот разговор завела… У меня нынче 11 выпускной класс. Выпускники мои очень активные товарищи. Но вижу я постоянно, что все на них жалуются: ничего учить не хотят, только соревнования, тренировки, песни и пляски на уме.

 

Со второго полугодия завуч грозится никуда не отпускать ребят. Тут родители даже запереживали: что правда такое может быть? Мысль родителей верна в том аспекте, что если они нигде участвовать не будут, время, потраченное на выполнения домашних заданий, не увеличится: будут они это время просиживать за компьютером или на улице болтаться.

 

А как насчет того, чтобы сказать об этом не мне, а завучу? Нет, как бы чего не вышло… Отказались взять на себя такую ответственность

 

Прихожу к директору: отпустите нас на соревнования. Ребята много лет в баскетбол играют, а тут возможность подвернулась попробовать свои силы в турнире, в котором никогда не участвовали. Понимает он, что ребятам это важно и нужно, но ведь потом, если где-то кто-то из них не ответит, на нас море упреков со стороны учителей-предметников обрушится. Все свалят на то, что виноваты соревнования, а следовательно директор, что отпустил, я за то, что увезла опять куда-то.

 

Понимаем опять же, что соревнования ни при чем, но получать никому не хочется, выслушивать упреки, а то и ругань тоже не хочется.

 

Собрали моих МОЛОДЦОВ у директора в кабинете, пришли все четыре завуча и выдвинули требования РАЗУМНЫЕ:

 

— Ребята обещают отрабатывать все уроки, если придется их из-за соревнований пропустить.

 

Я снимаю их со всех соревнований, если они получают плохую оценку, и заменяю другими.

 

— Учителя дают им задания и проверяют выполнение.

 

Вроде бы все складно, но:

 

Получить двойку можно и не по причине соревнований, особенно у некоторых учителей, которые своим долгом считают обязательно спросить в двойном размере, прямо на следующий день, акцентируя внимание на участие в мероприятиях.

 

А если помочь? Не взять ли на себя ответственность за то, что не смогли научить как надо? Не попробовать ли дать время, мы ведь устаем и здорово на соревнованиях. Или это удобная страховка, если потом что случится, удобно свалить на то, что они не учились, а по соревнованиям да концертам разъезжали?

 

Такая картина из года в год повторяется. Мой класс – сильный, а до этого ребята были послабее. Сколько поводов их упрекать было!

 

А как же мы — взрослые тетеньки и дяденьки? Может, стоит изменить чуточку хотя бы взгляд на детские жизни. Узнать, чем живут дети, и попробовать им помогать? Взять на себя чуть больше ответственности. А не все на плечи ребят валить: сами виноваты, мы ведь их предупреждали. Тогда и ученики скорее перейдут от сопротивления к сотрудничеству.

 

НЕ ставила я себе целью укорять кого-то в этой ситуации. Знаю, что такое у нас сплошь и рядом происходит. Не только в школах, а в любых сферах жизни. Не хочется людям лишний раз отвечать за решения не так принятые, не так понятые, ошибочные. Вот и валим друг на друга, вот и ищем виноватых в наших неудачах.

 

Я приняла решение: мы едем на соревнования.

 

Я принял решение: ребята поедут на соревнования, а мы постараемся их поддержать.

 

Я приняла решение: я помогу ученикам наверстать пропущенное, ведь они не бездельничали, а занимались очень полезным для них и для школы делом.

 

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из задействованных звеньев выбрал для себя такую или подобную фразу (первая – моя).

 

А еще хочу сказать: не представляю, какой бы стала моя жизнь, если бы в школьные годы я не участвовала во всех мероприятиях и соревнованиях. Ни один учитель меня не упрекнул за это ни разу. В жизни мне моя активность очень помогла. Спасибо ВАМ, мои любимые учителя!

21 комментарий на “Ответственность”
  • Oxana Devi:

    Ольга, поддерживаю вас в этом серьезном решении! Для ваших выпускников это будет серьезным испытанием, но зато каким важным жизненным уроком!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Очень надеюсь, Оксана, что мы справимся. В любом случае каждый из нас получит свой урок в этой ситуации.

      [Ответить]

  • Татьяна:

    Ольга, Вы затронули очень важную тему. У меня сыновья — семиклассники и мне очень знакома Ваша ситуация. И ведь если мы берем на себя ответственность, то и дети, глядя на нас, учатся поступать точно также.

    [Ответить]

  • Надежда:

    Да, грустно бы было, если б и мы сами в школьные годы сидели только дома и учили уроки! Учится ответственности надо начинать в детстве! А взрослым — родителям и учителям показывать это на своем примере! На словах не научишься!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Зацепила фраза: показывать на своем примере. А часто ли мы о ней вспоминаем в повседневной жизни, являемся ли примером для детей хотя бы в тех ситуациях, в которых требуем от них определенных поступков. Это, пожалуй может стать темой отдельного поста.

      [Ответить]

  • Кристина:

    Ребята, и в самом деле, занимаются полезным делом. И если им это нравится, победа может дать только дополнительный стимул к учебе. Хуже, если проиграют, но тут уж наготове надо держать фразу: «Главное не победа, главное — участие» =)

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Мы народ адекватный. Все воспримем как нужно. За это даже не переживаю. Больше волнует предыстория…

      [Ответить]

  • Светлана:

    Да, в повседневной жизни далеко не каждый из нас пример для своих детей, а жаль, статья заставляет серьезно задуматься…

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Да, Светлана, как то, услышала от хорошего человека фразу: стараюсь быть таким отцом, каким хотел бы видеть своего собственного. Если бы мы почаще об этом вспоминали в повседневной суматохе…

      [Ответить]

  • Алевтина:

    К сожалению учителя тоже люди, со своими недостатками и эмоциями. Ольга правильно, что вы приняли такое решение. А те кто будут ребятам палки в колёса вставлять — это не вечно. Добро сильнее зла надо помнить это всегда.

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Да я вообще думаю, трудно то как принять на себя эту самую ответственность. Ведь потом, если что не так — сразу находят виноватых. А виноват кто? Тот самый… Бывает легче плюнуть на все и уйти в сторону, сделать, так, чтобы не кантовали. А как подумаешь: как бы ты хотела, чтобы с тобой в такой ситуации было? И опять идешь и делаешь на свой страх и риск.
      Да может быть и не со зла люди так поступают, просто от страха быть наказанными себя страхуют, конфликтов избегают… Много нас учат боятся… Часто слышу фразу: тебе это надо?

      [Ответить]

  • Laralaram:

    оценки оценками, но детей надо поддерживать во всём! не всем быть менделеевыми, а главное, что занятие было!

    [Ответить]

  • Елена:

    «Тебе это надо?» — знаменитая фраза! Равнодушие повсеместное и оно сводит с ума. Никому ничего не надо. Выходишь на улицу порядок наводить и на тебя смотрят как на белую ворону. «Зачем тебе это?» Это я так, попутно рассуждаю о своих проблемах… Но ведь кто-то же должен быть первым, взять ответственность? Кто-то должен переживать за дело? Кто-то может иметь причины не участвовать, только таких немного, зато другие, большинство, просто равнодушные. Им все равно
    В твоем случае вообще ответственность большая и серьезная. Для детей ты прекрасный образец неравнодушного ( не всегда встречаемого) человека. Это хороший воспитательный пример. Он пойдет им в дальнейшую жизнь. Ты рядом с ними, ты веришь в них. Они оценят.

    Я всегда знаю, что ты поступаешь достойно. Жму ручку и обнимаю.

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Ой, Лена, как приятно мне слышать такое мнение от тебя. Спасибо тебе дорогая. А по поводу неравнодушных людей6 мне как-то везет на встречу с такими. Вокруг меня их много и от этого радостнее на душе становится. Правда, слабинка у нас все равно есть у каждого своя. Но, наверно, на то мы и люди.
      Помню твой рассказ о благоустройстве пространства у подъезда. Ведь это здорово, что ты этим занялась. Глядишь и кто-то еще подтянется. Я всегда так рассуждаю: если мне удастся заронить что-то светлое хоть в одну душу, это уже здорово. Еще я верю, что это светлое есть в каждом, только у некоторых спрятано очень глубоко, да так что они сами забыли, где лежит или совсем не знают. У меня так много случаев в жизни было, что человек вдруг менялся. А помогало порой слово, фраза, поступок один…

      [Ответить]

  • Ирина:

    Вот это темища! Ай да Оля! Молодец!
    Она всегда была очень болезненной.
    Согласна с тем, что те, кто сам только словами воздух сотрясает, ничего другого, как «А тебе это надо?», «Ты что умнее всех?», «А без тебя что, там всё рухнет, что ли?» , и сказать не могут.
    Без обид кому бы то ни было, ситуации у всех разные, и всё же.
    Большей частью это лишь попытка людей сереньких принизить тех, кто по их мнению «выпендривается», «лезет, куда не просят», «нарушает спокойствие и «нормальный» распорядок» …
    Говоря иначе — на их фоне сразу и слишком заметной становится их серость и неспособность. Вот и всё.
    Какой уж там «пример» подавать.
    Прошу прощения, если высказываюсь слишком категорично.Ситуации у всех действительно разные.
    Но правда в том, что учителя — такие же люди, как и везде вокруг. С теми же плюсами и минусами, достоинствами и пороками, желаниями и стремлениями.
    Мне повезло в жизни с учителями. В средней и старшей школе.
    Но в младшей…..

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      А я думаю, мы даже за себя часто не отвечаем. Не решаемся принять какого-то решения. Плывем по течению, тонем в повседневке и ничего не пытаемся изменить. Все ждем «доброго батюшку царя, который придет и разрешит все проблемы в одночасье. А если приходится еще и за кого-то эту самую ответственность принимать, так это вообще непосильный груз для многих.
      Для меня всегда мерой является сопоставление: что для меня было важно, когда мне было…? А было ли это важно на самом деле? Пригодились ли мне те уроки, которые я приобрела? Чему я научилась, делая это? Чему бы я научилась не делая этого?

      [Ответить]

  • Елена:

    Оля, мое благоустройство участка возле дома почти сошло на нет. У меня прилично болит спина и я стараюсь ее не нагружать лишний раз. Пока не было соседки, с которой мы начинали, я старалась поддерживать насаждения, таскала ведра с водой (!), тяпала иногда. Ну а когда подруга приехала, то она не нашла возможности опять следить за участком. Я сделала, что смогла, но лишнего решила не делать. Даже на своем дачном участке цветы были мной плохо досмотрены в этом году. Желание повозиться с землей есть, но спина не позволяет, напоминает о себе все время. Посмотрим, что будет дальше. А часть цветов из-под балкона хотела увезти на дачу.

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Лена, но ты ведь делала пока могла… У нас в городе все больше таких энтузиастов становиться. Все больше клумбочек, интересных сооружений возникает во дворах. Люди друг перед другом стараются, во вкус входят, и им эта красота начинает нравится.
      А спину беречь надо, Леночка, это точно. На себе испытала неприятности спинные. Сейчас чуть что пояс надеваю, и йога мне здорово помогает.

      [Ответить]

  • Галина:

    А я вообще считаю, что разные соревнования, концерты, поездки ВАЖНЕЕ знаний, полученных на уроках предметников. В жизни хорошо, если пригодится десятая часть этих знаний, большинство знаний совершенно ненужных. Все эти формулы и теоремы должны учить только ребята с математическим складом, химические формулы только те, кому это интересно, физику кто в ней разбирается. Я вот смотрю на себя, на своих детей — половина того, что заставляли заучивать и зубрить в школе не пригодилось и никогда в жизни не пригодится. Сын как занимался в школе спортом, так и бегает до сих пор по утрам, а все, чем сейчас занимается — никаким краешком не связано ни с химией, ни с физикой, ни с математикой, а в школе это были самые трудные для него предметы, которые забирали большую часть времени. И зачем было столько времени на них тратить? Заставляли, и часто по той же причине — соревнования, тренировки, выступления. Учителя, ненужных для большинства предметов, каждый в своей вотчине чувствует себя барином — условия поставить, вину свалить, требования повышенные предъявить. И вообще, директорами школ надо ставить физкультурников — польза и государству от здоровых ребятишек была бы большая и детишкам.

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Надо начать с министерства образования. Нас теперь чуть что, пугают пресловутым ЕГЭ. А в мою сторону звучит упрек: тебе то что, по физкультуре ЕГЭ не сдают.
      Я в школьные годы где только не побывала, все мероприятия мои были. Я и староста класса, и спортсменка, и председатель Совета друзей октябрят, и член знаменной группы… Зато научилась с людьми общаться, столько всего полезного узнала. А жизнь школьная какая интересная была! Учителей своих если не любила, то уважала всех. Многих до сих пор считаю примером для подражания и вспоминаю с теплыми чувствами и большой благодарностью. А ведь я в этой же школе училась.
      Впервые четко поняла, что дало мне умение общаться с незнакомыми людьми на вступительных экзаменах. Была это история России, а у меня всегда проблемы были с запоминанием дат. Вытянули мы тогда все билеты. А дяденька-преподаватель и председатель комиссии вдруг вопросы стал какие-то задавать не в тему. Все в билеты уткнулись и молчат, слово вымолвить боятся… Я вспомнила, что он нам на подготовительных курсах лекцию по внешней и внутренней политике СССР читал, а у меня вопрос его как раз попался. Знаю его хорошо, то есть помню с его лекции. А второй по коллективизации и даты, которые знаю приблизительно.
      Короче, стала я на его вопросы отвечать, а он все спрашивает что-то да спрашивает. Одна я беседу поддерживаю, остальные готовятся.
      Я тогда одна из первой пятерки сдала экзамен да еще на отлично. Когда подошла отвечать начала с его вопроса. Он уже был ко мне расположен, а тут я по его лекции шпарю… Улыбнулся он: лекции мои слушала? Я кивнула утвердительно. Только ко второму вопросу перешла, определение рассказала, он говорит: нет у меня больше вопросов. К преподавателям другим обратился за их мнением. Одна женщина попыталась что-то про неточность определения сказать, а он говорит: так она так и сказала, просто своими словами… И отправил меня, поставив пятерку.
      Как же я тогда благодарила тех, кто преподал мне уроки общения, кто отправлял меня на разные мероприятия, где мне приходилост говорить, выступать, общаться.

      [Ответить]

  • ladybloger:

    Ольга, думаю, Вы всё правильно сделали. Ну не могут дети только сидеть и учиться — они же всё-таки дети! И даже студент не может только одной учёбой заниматься. Иначе он возненавидит эту учёбу. Должны быть в жизни и какие-то другие занятия, планы и цели.

    Удачи Вам и Вашим ученикам!

    [Ответить]

Оставить комментарий

Мои новости



Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner

Рубрики