Новоафонские пещеры

Новоафонские пещеры…

Какие бы у вас возникли ассоциации, услышь вы такое словосочетание. Для меня пещеры это нечто темное, преимущественно темное, сырое, с какими-то наростами, летучими мышами.

И вот наши инструкторы ведут нас на экскурсию в пещеры.

Шествуем по Новому Афону в сторону гор, любуемся окружающими нас пейзажами.

Наконец пришли к административному зданию пещер (это так здесь называется).  Вошли внутрь. Тут киоски с сувенирами, камера хранения, кафе, кассы.

За билетами на экскурсию очередь весьма внушительная. Правда, двигается она быстро или это потому, что нам в компании не скучно.

Билет стоит 400 рублей. Ничего себе. Для Абхазии это цена значительная. Что же там за чудеса прячутся в этих пещерах? Да еще оказывается, что на ближайшие экскурсии билеты распроданы и нам придется дожидаться своего времени два с половиной часа.

Инструктора  радуют тем, что мы должны успеть сходить к кемпингу искупаться в море и взять теплые вещи. В пещерах постоянная температура 11 градусов круглый год.

Нам с Ириной выделяют куртки Витя и Максим. Нам до съемной квартиры идти далековато. Успеваем покачаться на волнах и погреться на теплой гальке и оправляемся снова к пещерам.

Дожидаемся начала экскурсии в каком-то непонятном тоннеле – с одной стороны стена с другой забор.  В нужное время открываются двери впереди и вся ожидающая толпа — человек пятьдесят, проваливается в проход. Мы оказываемся на платформе.

Станция метро

А вот и сам поезд

Удивлению нашему нет предела, когда из темноты появляются огни поезда. В Абхазии есть метро? Внутри горы?

На самом деле к платформе подходит «игрушечный» поезд. Игрушечный — по меркам обычного. Мы рассаживаемся в вагоны и едем в полной темноте в неизвестность. Температура воздуха явно понижается. Мы разворачиваем куртки. У нас с Ириной походные куртки инструкторов, они пропитаны дымом костров.

Над нами потом, в пещере, подсмеивались, что нас даже в кромешной темноте обнаружить легко по запаху.

В пути мы были недолго, поезд  остановился на станции, мы вышли из вагонов и отправились за экскурсоводом.

Пещера просто потрясла своей величиной. Я в спелеологии человек несведущий даже не предполагала, что такое бывает.

Огромное пространство внутри горы. Общая протяженность главного помещения полтора километра, но есть еще и боковые ответвления.

Пещера была открыта в середине прошлого века.

Местные жители давно заприметили в горах глубокий колодец, но спускаться туда никто не решался, пока это не сделал 16-летний юноша Гиви Смыр.

В глубине горы он обнаружил огромную полость, но добраться до дна он не смог без специального оборудования. И тогда в 1961 году была собрана и отправилась  на исследование пещеры спелеологическая экспедиция. После обследования, множества научных исследований было принято решение пещеры облагородить и превратить в туристический объект.

Гиви Смыр стал директором этого предприятия и является им по сей день.

На обустройство пещер ушли годы. Были проложены перила, слеланы мостки и навесные мосты, оборудованы смотровые площадки, установлены светильники. Пещеры открыли для посещения только в 1975 году.

Обратите внимание на каменную маску

В пещере 9 огромных залов. Самый большой – Махаджиров. Длина его 260 метров, ширина от 25 до 75 метров, высота до 50 метров. Самый высокий – зал Спелеологов —  70 метров.

Есть здесь музыкальный зал. Все звуки здесь звучат по-особому. В этом зале устраиваются концерты. Говорят, что такие события пользуются особой популярностью.

В пещерах есть три озера – Анатолия, Голубое, Сифонное. Глубина их достигает 10 метров, уровень воды может меняться в зависимости от погодных условий.

Подземное озеро

Поражают своей красотой сталактитовые и сталагмитовые наросты.  Кстати, знала о сталактитах – те, что растут сверху, о сталагнитах – растущих снизу, но ничего не слышала о сталагнатах. Из объяснений экскурсовода сделала вывод предельно ясный и короткий» сталагнаты – это встретившиеся сталактит и сталагмит. В результате получается колонна

Здесь есть скалы похожие на фигуры животных, например, скала-олень, есть каменный водопад, высота которого 15 метров и ширина 6 метров.

водопад

Путь к поезду метро. Экскурсия подошла к концу

Мы путешествуем по оборудованным настилам, но местами на голову срываются водяные капли, местами так скользко, что приходиться передвигаться с большой осторожностью. Некоторые, потерявшие бдительность туристы, не удержавшись на скользких настилах или тропах падали, если их не успевали подхватить более внимательные соседи.

Выбравшись на свет белый, мы долго еще делились впечатлениями, но для себя я все же решила, что больше мил мне белый свет и пещерные путешествия не для меня. Посмотрела разок и больше я в эти пещеры не хочу.

Я не сказала, кстати, что вообще  ни в какие. Я любопытная и вряд ли не воспользуюсь возможностью, если такая представиться, что бы вновь поискать впечатлений в других подземельях.

37 комментариев на “Новоафонские пещеры”
  • Татьяна:

В таких местах часто поражает сила, мощь природы, её непредсказуемость, её глубинные тайны. Ольга, большое спасибо за яркий рассказ — я раньше много слышала о Новом Афоне, но побывать, а тем более спуститься в пещеры пока не удалось. Теперь хотя бы имею представление о том, что там, в «недрах горы».

• Ольга Лысик:

Я бы с радостью вернулась в те места, но, пожалуй, все же в горы больше тянет. Вот где настоящий рай.

• Хуторная Елена:

Я тоже не большая любительница лазать по пещерам, но эти, конечно, очень занятные, наверное, разок можно было бы попробовать спуститься ))) И к тому же там просторно все-таки, а то помню, у нас на Алтае пещеры есть — туда чуть ли не ползком пробираться надо, и вот в такие точно залезать не хочется.

• Ольга Лысик:

Вот у нас в Старице тоже такие пещеры: сыро, холодно и тесно… А я свободу люблю…

• Галина Лукас:

Новоафонские пещеры — это нечто особое. Говорить о них, как просто о пещерах — невозможно, да и описать трудно. Чудо, которое надо увидеть каждому!
    Я была там лет 20 с лишним назад. Не забыла до сих пор.
    Была рада узнать, что там все нормально и в пещеры пускают. Слышала раньше, что во время войны пещеры пострадали от бомбежки или еще чего-то. Значит, это утка.

• фиалка молчаливая:

Как я обожаю эти места!!! Красота невероятна!

• Наталья:

Пещеры завораживают, себя ощущуешь маленькой песчинкой, капелькой. Фото не передают всей красоты пещер, увы, не хватает света, но в этом и вся прелесть, ощущение нераскрытой тайны еще больше привлекает к себе. Спасибо за чудесный рассказ!!!

• nord_tramper:

Ух и народа там…. НУ как и в любой жкскурсионной пещере, где мы были (((. В большой пещере и так что одни практически мы были только раз — в засифонной части Карсной пещеры в Крыму

• ladybloger:

«Новоафонские пещеры… Какие бы у вас возникли ассоциации, услышь вы такое словосочетание».

Первая — я там была, да не побывала. 🙂 Мама моя была, а потом решила меня свозить. Ехали долго на автобусе. Приехали. А у них света не было. И в тот день пещеры не работали. 🙁 Это разочарование я на всю жизнь запомнила. ))

Вторая — там очень красиво! Я с детства помню тот набор открыток, которые мама там купила. Увы, сами Новоафонские пещеры я так до сих пор воочию и не увидела. А они такие великолепные! И какая там подсветка! Она только усиливает природную красоту пещер…

А подземелья я люблю. Хотя на поверхности Земли лучше! Спасибо за очень интересный рассказ! Вот я теперь знаю, куда надо поехать с детьми, когда они подрастут!

• Ольга Лысик:

Да, детям будет интересно не только по пещерам побродить, но и в игрушечном поезде покататься. Если повезет можно даже посидеть на месте вагоновожатого. Если сесть в последнюю дверь, окажешься рядом с кабинкой, она открыта. Правда, пульт управления очень лаконичен — несколько кнопок и рычаг, кажется какой-то. Я там путешествовала до белого света. Это оказалось единственным свободным местом и чтобы мою ногу травмированную немного разгрузить меня усадили за пульт управления.

• Ольга:

Я помню, была совсем маленькая, мы с родителями ездили в Кунгурские пещеры. Впечатлений масса осталась! Сталактиты, сталагмиты, а еще запомнилось ощущение, когда выходишь из них летом, как в баню попадаешь на улице, так там прохладно.

• Надежда Семеновна:

Ольга, интересное путешествие по пещерам! Я тоже недавно была в пещере, и тоже внизу около озера был замечательной концерт. Хорошие фотографии,несмотря на темноту!

• Эллина:

Здорово, от таких «вылазок» дух захватывает. Я была один раз в пещерах, даже не вспомню где (девочкой, с родителями), но Ваш рассказ напомнил мне эти ощущения прохлады и завораживающих подземных пейзажей

• Vadar:

Блеск! С удовольствием побывал бы тама! Страшновато наверное на первый раз 🙄

• Ольга Лысик:

Да нет там ничего страшного. Все слишком цивилизовано, проложено, огорожено…

• Юльчатка:

Совсем недавно мне знакомая взахлёб рассказывала про поездку в эти пещеры, обещала даже рассказ написать о своих впечатлениях. Понимаю теперь, как интересно внутри (хотя и жутко, такие наросты сверху, того и гляди отвалятся, да и капли, падающие на голову, не очень приятны).
    Спасибо, Оль, что рассказала ))

• Ольга Лысик:

Ой, нет, Юля, внутри не жутко. Наросты сверху совершенно не грозят туристам. Туристический маршрут проложен так, что сталактиты вне досягаемости, кое-где шаловливые руки путешественников дотягиваются до сталагнитов. А то что сверху капелька воды сорвется — это уж точно не страшно. Народ выходит с экскурсии просто в восторге обычно.

• Алла:

Я тоже там была. Помню, от всего увиденного было ощущение себя маленькой песчинкой. И это ведь все природа создала, просто удивительно.

• Хуторная Елена:

Да, будем ходить по открытым местам — ну зачем нам такие испытания )))

• Галина:

А я вот как-то не удосужилась побывать в таком интересном месте. Спасибо, Ольга, за такую интересную информацию. С большим интересом ознакомилась. Спасибо.

• людмила:

Меня всегда подземелья завораживают. Но заходить в них побаиваюсь. Очень люблю смотреть приключения которые связаны с пещерами, но только с экрана.

• ladybloger:

В «игрушечных» поездах мы катались. У нас в городе есть детская железная дорога, почти настоящая! Почти — потому что узкоколейка.

Но вот по пещере на поезде — думаю, это должно быть незабываемо! Очень надеюсь, что когда-то и у нас получится там побывать. И, конечно же, вместе с детками.

Спасибо за подсказку, где лучше садиться. 😉

• Дмитрий:

Как снова побывал там! Мы в 2011-м были там с женой! А в сентябре 13-го тещу сосватали в поездку в Абхазию. И она тоже не удержалась от посещения этого природного памятника.

• Людмила:

Спасибо за такой интересный рассказ, очень впечатлили и фотографии, вот уж действительно чудо, созданное природой. Но я со своей клаустрофобией вряд ли смогла бы заставить себя туда спуститься, хотя и просторно там.

• ladybloger:

Кстати, а в поезде там снимать нельзя было? Интересно было бы на него посмотреть… Я его видела в детстве только. Он стоял тогда без работы. Потому что света не было.

• Ольга Лысик:

В поезде снимать можно, но народа было много. А вот поезд и станцию я все же сняла, просто почему-то не выложила фотографии. Добавила сейчас и еще подземное озеро.

• ladybloger:

О, спасибо! Подземное озеро восхитительно выглядит! Вообще очень хочу туда попасть, в эти пещеры. Надеюсь, когда-нибудь получится, раз уж в детстве не удалось побывать. ))

• Зоя-путешественница:

Мостик в Новом Афоне починили! не было: два года назад мы ездили. И пещера до сих пор вспоминается как нечто огромно-потрясающее, и эта чернота, когда за тобой вырубают свет, и голос экскурсовода, словно каменного принца, и фигуры эти, увиденные в застывшем камне… незабываемо!

• Алексей:

Какая красота посмотришь фото, прочитаешь и так хочется посетить это восхитительное место.

• Ирина:

Оля, будешь в Крыму, посети пещеры на Чатырдаге — Эмине-Баир-Хосар и Мраморную. Они тоже оборудованы для туристов и не уступают ни в чем Новоафонской. И стоимость билета на полный осмотр каждой из них примерно такая же. Правда есть укороченные и, соответственно, дешевые маршруты. А Новоафонская пещера горизонтальная? Спрашиваю, потому что наша Мрамрная в одном примерно уровне лежит, а Эмине-Баих-Хосар — как бы трехэтажная.

• Ольга Лысик:

Ирина, с удовольствием бы побывала в Крыму и пещерах. Может быть и удастся, но в этом годку вряд ли. Буду с внуком маленьким помогать. А с ним планируем пока только летний лесной лагерь недельный осилить. Новоафонские пещеры тоже не на одном уровне. Даже маршрут идет то на спуске то на подъеме между залами. Может быть только перепады не велики.