Моя педагогическая философия

Разгребая архивы наткнулась на документ с таким названием. Конечно, документом это назвать трудно…

Однако история сего произведения длинною в половину моего педагогического стажа…

Юношеский максимализм закончился на седьмом году работы в школе. Стала я задумываться, почему, как изменить, что я хочу, как приносить большую пользу?

Вопросы роились в голове и тогда, взяв блокнот, я написала несколько критериев, коими решила руководствоваться в дальнейшей работе.

Тогда это был прорыв для меня настоящий. Многое стало на свои места, легче стало на душе…

Прошло еще несколько лет и вот я участвую в конкурсе «Учитель года» Нужно писать сочинение-эссе «Моя педагогическая философия».  Достала свой старый блокнот…

Через какое-то время в муках творчества родилась ОНА — та самая философия.

Сегодня я ее извлекла из старой заброшенной папки, прочитала и и решила вам показать.  Ничего менять не стала. Собственно и менять то нечего, если только чуточку. Да уж пусть так! Кстати, тогда я заняла второе место.

Среди этих ребят мои будущие баскетболисты. Какие они тогда были маленькие…

И так:

Стремительно летит время, меняются взгляды на жизнь, приоритеты, отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека передающего знания, но и как наставника, помогающего  ответить на важнейшие вопросы, которые ставит перед каждым жизнь: Как жить? Зачем жить? Ведь недаром  Александр Сергеевич Пушкин посвятил своему любимому учителю А.П.Куницину слова:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Я счастливый человек, ведь у меня есть любимая профессия. Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть. Я не мечтала стать артисткой или космонавтом, как все дети. В нашей семье не было педагогов, но я точно знала: буду работать с детьми.

Моя педагогическая и жизненная философия очень проста: отдавай миру то, что хочешь получить для себя. Я свято верю: все, что ты излучаешь, вернется к тебе  приумноженным. Отсюда и формируются отношения с людьми и отношения с детьми. Конечно, я не святая, и случается: поступаю неправильно, но  стараюсь разобраться в ситуации и исправить ошибку.

А детям всегда рассказываю притчу о том, что над нами простирается зеркальный купол, и все, что они делают, в этом куполе отражается и возвращается к ним. Если на уроке возникает какая-то ссора, я напоминаю о волшебном куполе, и многие проблемы  решаются сами собой.

А для себя я сделала выводы, которые подсказала мне жизнь:

Пока ты учишься сам, ты имеешь право учить других.

Предъявляешь требования ученику, проверь, соответствуешь ли им  сам.

Если тебе интересно с учениками, то и им с тобой интересно.

Уважай мнение и выбор  ребенка, даже если этот выбор тебя не устраивает. Ведь ты  тоже не идеален.

Ты должен найти подход к ученику и  быть более гибким, а не ученик.

Помни, это тебя учили педагогике и психологии в вузе и на курсах, а не твоих воспитанников.

У меня обычно складываются  очень хорошие, теплые отношения с детьми, многие старшеклассники обращаются  ко  мне за советом. Кому книгу посоветую почитать, с кем просто  поговорю, чтобы человек понял, куда дальше «шагать». Бывают случаи, что приходится рассказывать совсем о других людях и ситуациях, да и совсем другим ребятам, просто чтобы тебя услышал человек, которому это нужно, но не готовый принять совет. Да мало ли всяких историй случается, но я знаю, что ученики меня уважают, не боятся и многие в трудный момент придут посоветоваться. А вместе мы сможем  обойти много неприятных ситуаций, избежать многих конфликтов между детьми и родителями, учителями, просто между друзьями.

Я всегда с удовольствием общаюсь с детьми. Мне с ними комфортно и интересно. Они чувствуют это и отвечают взаимностью. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, среди детей мне хорошо, я с радостью иду на работу. Ведь я там «свой среди своих». Жаль  только, что времени на все планы и задумки  не хватает, а иногда и сил, но главное  — двигаться вперед: дорогу осилит идущий.

Общаясь и учась, я делала выводы с кем приятно общаться, с кем трудно, но необходимо для получения очень полезных знаний, конечно, были и такие люди, с которыми встречаться вовсе не хотелось, и в этих буднях, наверно, формировалась моя педагогическая философия, к которой прибавилась  «врожденная» любовь к детям. Внес свои коррективы педагогический факультет КГУ. Рождение двоих малышей с разницей менее чем в два года тоже внесло свои поправки.

Первые семь лет работы в школе я точно знала, что знаю все. Только потом я поняла, что  нужно учиться, меняться постоянно, чтобы угнаться за временем и приносить наибольшую пользу.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, а еще нельзя зацикливаться только на своем предмете и возводить его в роль Главного. Ведь в жизни так много интересного, чудесного. Я люблю учиться, люблю познавать новое, мне многое интересно: позитивная и возрастная психология (читаю массу книг, по возможности посещаю  семинары, курсы), современные оздоровительные системы (курсы по системе М.Норбекова, йога, пилатес, восточные танцы), цветоводство и ландшафтный дизайн (закончила курсы). Теперь выискиваю, где и что еще можно интересного узнать. Ведь еще Конфуций говорил: «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве не прекрасно».

 

 

 

 

 

15 комментариев на “Моя педагогическая философия”
  • ladybloger:

    «отдавай миру то, что хочешь получить для себя» — это самая лучшая философия. Об этом ещё Кант говорил. Но не всегда получается.

    [Ответить]

  • Людмила:

    Это здорово, что работа доставляет Вам радость, без любви к детям сложно работать в школе. Я выросла в учительской семье, и мои родители были настоящими учителями, школа была их жизнью. Счастья Вам! С наступающим Новым годом!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Вот бы убрать еще бумажную волокиту, которой нас последние пару лет достают с неимоверным усердием чиновники…

      [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Спасибо за поздравления и теплые слова, Людмила

      [Ответить]

  • Алевтина:

    Ольга поздравляю с Наступающим Новым Годом, желаю счастья, здоровья, большого уважения от учеников, а оно думаю обязательно будет. Будет и благодарность за труд, дети очень чувствуют где настоящий труд, а где показуха и бессердечность. Главное в настоящее время не предать себя, именно не предать свою педагогическую философию. А ученики это сразу почувствуют.

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Очень стараюсь, Алевтина. По отношению к детям все хорошо обстоит, бывает лопается терпение в общении со взрослыми

      [Ответить]

  • Ирина:

    …»детям всегда рассказываю притчу о том, что над нами простирается зеркальный купол, и все, что они делают, в этом куполе отражается и возвращается к ним». Так точно и образно! Дети схватывают такое налету.
    Вот бы и взрослым, наконец-то, усвоить эту, такую простую и верную, истину!
    То, что любое наше действие (или бездействие) всегда возвращается к нам бумерангом, и с удвоенной силой, слышали многие.
    Вот только бумеранга того в глаза не видели…
    Оля, огромная тебе благодарность за такой чудесный пост!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Вот про бумеранг ни с того ни с сего сплыло выражене, которое меня повеселило, когда прочитала его в статусе юной девы: хочу деньги-бумеранги. Чтобы их тратить, тратить, а их возвращалось в два раза больше…
      Ири, в последнее время все больше общаюсь с молодежью. Многое они понимают и знают, но вот мелочам очень мало придают значения, а порою из этих мелочей такой ком нарастает, что человек всю жизнь под ним аходиться и выбраться не может, или не знает как, или забыл от тяжести давящей. А может так просто легче. Объявить миру, что ты счастливый человек — большая ответственность.

      [Ответить]

  • Aleksa:

    Отличные советы, у меня в дипломе (помимо всего прочего :)) есть запись о том, что я и учитель, но я как-то пока не созрела для такой ответственности! Очень нравится вот это правило: «Предъявляешь требования ученику, проверь, соответствуешь ли им сам.» — всегда руководствуюсь им по жизни!

    [Ответить]

  • Надежда:

    Ольга, мне тоже очень нравится всегда учиться чему-то новому! Ведь вокруг столько всего интресного!
    С наступающим Новым годом!

    [Ответить]

  • Марина:

    С Новым годом, Оленька! От всей души желаю вам всегда сохранять потребность в учебе, благодарность ваших питомцев не заставит себя ждать 🙂 Счастья вам и вашим близким, крепкого здоровья и успехов в вашем нелегком деле!

    [Ответить]

  • Oxana Devi:

    Вы по настоящему счастливый человек и это целиком и полностью ваша заслуга! Такие люди могут и должны учить жить других, что вы и делаете, браво! Еще очень понравилось представление купола, запомнила ))

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Наверное, Оксана, я и правда счастливый человек. Хоть порой и одолевают сомнения и нападает хандра, но те кто рядом подхватывают и …. Спасибо тем кто рядом, тем кто ценит и любит, кто принимает такой и тем, кто ругает и критикует тоже спасибо, они делают меня сильнее! А вот «учить жить» я остерегаюсь, пытаюсь просто показать, что можно жить иначе… Ведь жизнь у каждого своя и каждый все рано должен найти свой путь. Кто-то идет смело и прямо, не боясь споткнуться, готовый снова и снова вставать после падения, а кто-то шагает осторожно, боясь оступиться, другой петляет по бесконечному лабиринту и непонятно выберется ли из него вообще или может и не хочет выбраться… Каждому свое и тащить волоком бесполезно, упираясь человек счастья не заметит… Можно только посветить фонариком впереди или предложить руку для поддержки. Это еще кусочек моей жизненной философии.

      [Ответить]

  • Анна:

    Было бы замечательно, если бы все учителя считали, что нужно учиться и улучшать самим. Но, увы, масса учителей просто «зарабатывают этим на жизнь». Правда, не очень-то много и зарабатывают. 😛

    [Ответить]

  • Людмила:

    В нашей школе мы (ученики) в своё время уважали только троих учителей. Двое из них были строги, но предмет свой преподавали настолько интересно, что их строгость никого не пугала, к ним на уроки шли с удовольствием. Одна из них, кстати, стала учителем года (но это было уже гораздо позже). Третий учитель просто умела находить общий язык с классом. Преподаёт она биологию и насильно изучать свой предмет не заставляет. Но ученики к ней тянутся не из-за предмета, а из-за её уважения детей.
    Я считаю, что педагогике нельзя научить, это действительно должно быть призванием. И если дети с удовольствием идут к учителю на урок, независимо от формы его общения и метода преподавания, значит этот учитель и есть педагог.

    [Ответить]

Оставить комментарий

Свежие комментарии
Мои новости



Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner

Рубрики