К 700-летнему юбилею Сергия Радонежского.

В 2014 году Русская православная церковь отмечает 700-летний юбилей Сергия Радонежского. Игумен Земли Русской – так называли его многие поколения русских людей всех сословий.  Преподобный известен и почитаем во многих странах. Что за подвиги он совершал? Отчего так любим Богом и народом?

С этими вопросами предстоит разобраться участникам духовно-православного проекта «Георгиевский стягъ» в этом учебном году. Уже 2 ноября мы отправимся в паломническую поездку вСвято-Троицкую Сергиеву Лавру, а пятого ноября встретимся в однодневном лагере «Архангельский бивак» и познакомимся с Бытием Преподобного Сергия Радонежского поближе.

А пока этим занимаемся мы – педагоги под руководством любимого и уважаемого всеми Отца Виктора.

Страницы жизни Сергия Радонежского я вам и представляю. Если вдруг у кого-то будут какие-то дополнения или интересные замечания, прошу поделиться в комментариях.

В селе Варницы недалеко от Ростова семьсот лет назад родился младенец, который впоследствии стал любим и почитаем на века русским народом. Нарекли младенца Варфаломеем в честь апостола Варфаломея.

К сожалению, точная дата рождения Варфаломея утеряна и есть только предположения о ней. В  источниках они разнятся с 1313 по 1322 год. Но как бы там не было 1313-14годы наиболее вероятны. Это мы высчитывали вмесе с Батюшкой, опираясь на известные даты биографии Святого.  Большая часть историков и летописцев сходятся на датах с 1 мая по 9 мая.

Православная церковь считает днем рождения Святого 3 мая 2014 года.

Родители Варфаломея были знатными боярами, в семье было трое сыновей: старший брат Варфаломея Стефан, младший – Петр.

Житие Святого повествует о событиях, которые говорят нам о том, что еще до рождения он стал избранником Божиим.

Первым  знамением было троекратное восклицание младенца в материнском чреве во время Божественной литургии: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и по произношению Священником «Святая Святым».

С первых дней жизни ребенок удивил всех постничеством. Он отказался от молока  по средам и пятницам.

В семь лет мальчик вместе с братьями пошел в церковную школу. Учеба, в отличие от братьев, давалась ему очень тяжело. Это приносило много огорчений всему семейству. Варфаломею доставалось от учителей, очень огорчало родителей и братьев, а сверстники насмехались за его несмышленость.  Сам же мальчик, как ни старался ничего поделать не мог. Он молил Господа о помощи, и тогда произошло событие, полностью изменившее его жизнь:

Как-то раз отец отправил отрока в поле за лошадьми. На пути Варфаломей увидел под  дубом Старца, совершавшего молитву. Мальчик остановился в стороне и стал ждать окончания действа.

Как только молитва закончилась, он подошел к Святому отцу и попросил его Благословения. Тот его благословил, поцеловал и спросил о самом большом желании.

Встреча Варфаломея со Святым Старцем

Варфаломей поведал о своем горячем желании постичь грамоту и просил Старца помолиться за него перед Богом.

Старец же обещал, что желание мальчика непременно исполнится, более того, скоро он превзойдет в своих познаниях всех сверстников. При этом Старец  дал Варфаломею испить из сосуда и съесть частицу просфоры.

Мальчик попросил Святого человека посетить дом родителей. Те приняли гостя с радостью и пригласили к столу, но Старец сказал, что прежде чем отведать пищи телесной, сначала необходимо отведать пищи духовной. Достал Псалтирь и попросил Варфаломея читать. Тот с легкостью начал читать, поразив родителей такой переменой. А Святой человек предрек родителям: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

Памятуя об этом чудесном преображении, в современном мире Сергия Радонежского просят о помощи и благословении ученики и студенты.

С детства  Варфаломей установил для себя строгий пост: совсем ничего не ел по средам и пятницам, а в остальные дни ел только хлеб и воду.

Примерно в 1328 году родители Варфаломея, Мария и Кирилл, переехали в Радонеж. Старшие братья женились.  Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Туда же, овдовев, пришел иноком и старший брат Стефан.

После смерти родителей Варфаломей и Стефан отправляются на пустынножительство в леса примерно в 12 км от Радонежа. Там они построили келью, а потом небольшую церковь, которая с благословения митрополита Феогноста была освящена, во Имя Пресвятой Троицы. Но Стефан долго не выдержал суровых жизненных условий и с Благословения  брата ушел в Москву в Богоявленский монастырь.

7октября 1337 года Варфаломей принял от игумена Митрофана постриг  в монашество с именем святого мученика Сергия.

Остался Сергий в лесах один. Молился он денно и нощно. Были и у него сомнения, выдержит ли он жизнь среди лесов. Часто являлись к нему звери дикие, разбойники лесные, как-то явился и сам сатана. Но, не смотря ни на что, Сергий продолжал молиться и нечисть отступала перед  ним.

Как-то раз нашел Святой Сергий недалеко от келии медведя. Зверь был очень слаб от голода. Вынес ему Сергий краюху хлеба, накормил зверя. Стал медведь в гости к Сергию захаживать и сделался ручным.

Ручной медведь с Сергием

Слава обители Преподобного Сергия множилась. Иноки искали его учительства. Он всех приходящих принимал с любовью. Вскоре вокруг Преподобного Сергия собралась братство из 12 иноков.

Сергий был очень трудолюбив. Он своими руками строил кельи, носил воду, колол дрова, шил одежду, выпекал хлеб, готовил еду для братии. Все это он совмещал с молитвой, бдением и постом.

Братия с трудом уговорила Преподобного Сергия на игуменство над обителью. Сие событие произошло в 1354 году, а обитель превратилась в  Троицкий монастырь.

Сергий держал братию  в строгости и бедности. Молитва и труд – вот что было главным в жизни каждого послушника.  Монахам было запрещено выходить для прошения подаяний.

Часто в обители не на что было купить свечи и службы проходили с лучиной. Бывало, что монахам приходилось голодать.

Как-то ропот пошел среди братии, пришли к Сергию посланники выразить от имени многих недовольство жизнью в строгости такой и лишениях. Собрал Сергий всех на молитву и увещевание, да только разговор начал, как раздался стук в монастырские ворота, и сторож впустил повозки наполненные хлебами и другой провизией.

Дары неизвестного благодетеля

Снова Сергий созвал всю братию, но только на сей раз на благодарственную молитву и только после все были напоены и накормлены. С тех пор, милостью Божью, монастырь больше не претерпевал сильной нужды…

Разрасталась обитель, богатела, а Сергий был все так же беден, прост, трудолюбив…

Шли к нему люди за помощью и советом, а кто-то просто посмотреть на святого человека. Сергий же терпеливо разрешал споры, улаживал распри. Много сделал он для развития монастырей по всей России.

Сергий – отшельник, плотник, игумен и вот перед ним встает выбор: к нему за благословением на сражение с войском Ордынским Дмитрий Донской направляется. Благословлять ли на кровь?..

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского

Сергий проводит часы в молитвах, а потом благословляет русское войско на борьбу с монголо-татарами. Предрекает победу Дмитрию, но при этом и гибель многим воинам русским.

Отправляет он в помощь Дмитрию двух монахов-схимников Пересвета и Ослябю. Те шли в бой без доспехов, но в одеждах монашеских с крестами белыми на груди. Это придавало мужества другим воинам. Они чувствовали себя под защитой Господа.

8 сентября  1380 года встретились русские войска с войском ордынского хана Мамая.

Первым вступили в бой  русский богатырь-монах Пересвет с  ордынцем Челубеем. Поразил он врага, но и сам пал в жестоком бою. Началось тут  общее сражение. Многие воины погибли в этом страшном бою.

Святой Сергий молился все эти часы, а потом произнес: Мы победили. И на самом деле, войско Дмитрия Донского одержало победу в жестоком сражении.

Незадолго до смерти Сергий передал игуменство своему ученику Никону, шесть месяцев молчал. Скончался Святой Сергий 25 сентября 1392 года.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Он был слишком скромен и всегда сторонился откровенного учительства.  Учением Святого была сама его жизнь.

Монастырь основанная Преподобным Сергием Радонежским стала именоваться Троице-Сергиевой лаврой. Процветает она и поныне и собирает паломников со всей земли русской и из многих стран мира. Идут они поклониться мощам Преподобного, просить его о заступничестве и исцелении от недугов. Много чудес происходит с его благословения…

23 комментария на “К 700-летнему юбилею Сергия Радонежского.”
  • Галина Лукас:

    Да, Сергий Радонежский — это наше русское всё. Все монастыри пошли от него и его учеников.
    Я много читала о Сергии Радонежском, была во многих местах, связанных с его жизнью. Тема притягательная.
    Оля, спасибо за то, что еще раз приобщила к этой теме.

    [Ответить]

  • Ольга:

    Имя Сергия Радонежского известна всей православной России и какие-то обрывки бытия… А вот начала все в голове упорядочивать и возникли вопросы. Книги подняла, оказалось, что есть расхождения… Вот теперь решила поделиться основными фактами, Галя.

    [Ответить]

  • Мария Анашина:

    В житии Сергия Радонежского переплелись правда и миф. Есть довольно веские исторические доказательства, что никакого благословения Дмитрия Донского на Куликовскую битву не было.
    Есть очень хорошее исследование историка Александра Маленберга «Непрядва и неправда. Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского на битву с Мамаем». Статья есть в интернете.

    Если вкратце, то суть в том, что первые летописи, наиболее близко отстоящие по времени от Куликовской битвы, когда еще были живы ее свидетели и участники, не упоминают имя Сергия Радонежского в связи с событиями подготовки к битве и самой битвы. Впервые он упоминается в довольно позднем списке (XVI века) «Задонщины» — литературного, а не летописного произведения. Более того, в 1378 году митрополит Киприан предал Дмитрия Донского анафеме.

    Если посмотреть многочисленные источники, то мы увидим, что впервые идея благословения появляется в XVI веке, в то время, когда распространяется идея «Москва — третий Рим».

    Есть такая штука, как историческая память. Историческая память далеко не всегда заждется на реальной истории, как раз чаще — на историческом мифе. И здесь вопрос: хотим ли мы разобраться во всех перипетиях истории, или склонны верить мифу. Или, третий вариант: изучать миф как основание культуры. В сущности, все есть миф (Лосев).

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Спасибо, Маша, за информацию. Вот так я копаюсь насколько позволяет время в русской истории. Что можно уточнить, хоть для себя, уточняю. Если нет достаточного количества информации, ставлю для себя вопросы. Жаль, что времени на все не хватает да и источники все же не всегда во время находятся, а иногда просто не знаешь, где поискать.

      [Ответить]

  • Елена Метелева:

    Конечно, слышала о Сергии Радонежском, но не знала подробностей его истории. Очень интересно и поучительно, хорошо, что народ не забывает свою духовную историю!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Лена, скорее мало знает народ нынче историю. Это нечто вроде оперы для избранных, вот по этому и пытаемся как-то хоть доносить важную информацию до ребят, а заодно и сами повторяем и изучаем.

      [Ответить]

  • Елена:

    Картины Михаила Нестерова о жизни Сергия Радонежского всегда нравились своей тишиной и благостью. Жизни подобных святых всегда удивляюсь: многочасовые молитвы, самоограничение. Кажется, что повеселиться-то хочется хотя бы изредка… Какая сила в этих людях… не представляю.

    Маша, об исторической памяти и мифе интересно! Согласилась бы!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Да, Лена, согласна с тобой абсолютно. Меня сила духа этих людей всегда удивляла и восторгала.

      [Ответить]

  • Светлана:

    Очень подробный рассказ о Сергии Радонежском, прочла с большим удовольствием, особенно про детство было интересно почитать. Спасибо!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Да о детстве и информации набралось больше. Очень хочется еще написать о чудесах, не зря же Сергия Радонежского ЧУДОТВОРЦЕМ величают.

      [Ответить]

  • Мария Анашина:

    С историей вообще труднее всего: ведь она так зависима от идеологии. В результате, выясняется, что в школе мы учили не столько историю, сколько разные мифы, по тем или иным причинам созданные в последующее время. Каждая власть переписывала историю под себя, закрывала глаза на некоторые факты, а другие — наоборот преувеличивала. А когда начинаешь либо напрямую работать с источниками, либо читать исследования серьезных историков, когда начинаешь сопоставлять факты, получается, что все не так.
    Ты когда-то задумывалась над такой, казалось бы, незначительной деталью: значительное число российских дворянских родов имеют ордынское происхождение. Елена Глинская (мать Ивана Грозного) была из рода Мамая. Многие русские князья сражались на стороне Орды. Что это было? Было ли на самом деле то иго, о котором нам рассказывали в школе и о котором мы читали?
    Я одно время преподавала в школе, историю и обществознание. И почти 15 лет преподавала в вузе. Как все это объяснить, передать? Транслировать ли общепринятые мифы, на которых зиждется национальное самосознание и историческая память, ставшие частью культуры, или разбираться в том, что же произошло на самом деле. Но беда в том, что знание переворачивает всю нашу историю. Она у нас безумно интересная, у нас были свои взлеты и падения. Но наша история другая.
    Поэтому при всем моем уважении к Сергию Радонежскому. Не благословлял он Дмитрия Донского на битву. Это один из самых величайших русских исторических мифов. Только вот готовы ли люди признать, что это миф?

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Маша, не готовы скорее всего, а я так скажу, что у Сергия Радонежского много и других достоинств, которые не делают его менее значимыми для русской истории и тем более православия. А вот по поводу того, что наша история другая абсолютно согласна. Мой взгляд на многие исторические события и личности переменился в корне за последние годы и, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров… Читая твой комментарий, поймала себя на мысли, что нужно сунуть нос в современные учебники истории. Просто посмотреть, как там обстоят дела, изменилось ли что-то. По поводу монголо-татарского ига тоже уже сталкивалась с мнениями разными и разночтениями. Сама пока не влезала в эту область, но желание такое назревает.

      [Ответить]

  • Ирина:

    Ох, на самом деле всё гораздо более сложно…
    И кто только историю нашу не перписывал, и каждый на свой лад, да под свои нужды…
    К слову, наша история на десятки тысяч лет старше, чем нам пытаются преподнести, утверждая, что мы лишь с Рюриковичей пошли 🙂
    Спорят и о том, где было Куликово поле, и даже — было ли 🙂
    И с кем именно воевал Дмитрий Донской, если никакого ига не было ?
    Вопросов гораздо больше, чем ответов. Но главное для нас — помнить великих людей наших, гордиться своими корнями и быть их достойными

    [Ответить]

  • Мария Анашина:

    Ирина, про десятки тысяч лет не надо, как и про историю Фоменко. А вот интересные археологические культуры существовали. Просто историей сейчас бросились заниматься все, кому не лень, прочитав пару-тройку сомнительных книжек.

    [Ответить]

  • Ирина:

    Благодарю за подсказку, Мария, «историю Фоменко» к сожалению не читала, а видимо стоит.
    На истину в последней и непререкаемой инстанции не претендую,да и не собиралась 🙂
    Лишь написала, что извращали её, нашу историю, все, кому не лень. И что в ней, в истории, сейчас сказать , что правда, а что кривда иногда слишком сложно. Просто потому, сейчас, в наше время, рушатся очень многие привычные ранее истины — от истории до физики, от медицины до воспитания и т.д. и т.п.
    И чем дальше, тем те самые раскопки всё больше истину открывать будут…
    Для нас же с вами наиважнейшим является помнить великих людей земли русской, по возможности равняться на них, ибо они — наши корни, наш стержень, наша опора.
    И дай нам Бог понимать это, ценить и нести своим детям. Это и делает Оля, за что ей огромная благодарность!

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Ира, сегодня услышала в новостях, что новый единый учебник истории утвердил МИНОБР. Думаю заняться изучением. Что теперь нашим детям будут преподавать. Кстати, теперь не монголо-татарское иго, а иго Золотой орды правильно говорить.

      [Ответить]

  • Елена:

    Интересная история, таких подробностей я не знала. Мы были в Троице-Сергиевой лавре. Конечно, это незабываемо, такая красота! Прикладывались к мощам, набрали святой воды. Обязательно съездим туда еще раз при первой возможности.

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Я тоже была там не один раз, но каждый раз новые впечатления и ощущения.

      [Ответить]

  • ladybloger:

    Никогда не была в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Пока не знаю, хочу ли туда. Говорят, там очень много людей, просто страшно много… И всегда…

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Я была в Свято-Троицкой Сергиевой лавре уже два раза. Каждый раз получаю какие-то новые впечатления. Первый раз была с большой группой детей. Мы ходили в музеи, прошли с экскурсией все, что можно. Было это много лет назад и после того посещения остался восторг от красоты, но смутное ощущение неудовлетворенности, незавершенности какой-то. В тот раз действительно было очень много людей всюду, детей со мной было тоже очень много и был напряг как бы не потерять кого… Второй раз мы были с Георгиевцами нашими. Нас тоже было много, но здесь народ сознательный, понимающий куда идет в большинстве своем. Да и людского столпотворения не было такого, как в прошлый раз. Мы не торопились, было время просто побродить, посидеть на лавочке, пообщаться или просто подумать. Что будет в этот раз обещаю рассказать непременно

      [Ответить]

  • Елена (Ms Legko):

    Пост замечательный, спасибо. Что же касается истории…
    Как бы то ни было такой человек существовал, и в любом случае он достоин легенды…

    [Ответить]

    • Ольга Лысик:

      Лена, я тоже думаю, что Святой Сергий в любом случае много значит для нашей истории, о чем бы не спорили историки. А после поездки в Лавру многие сомнения практически развеялись. Удалось пообщаться с очень интересным человеком на эти темы.

      [Ответить]

  • Геннадий:

    Слава Богу хоть ВЕРА в него к нам возвращается! Благодарен Ольга за статью!

    [Ответить]

Оставить комментарий

Свежие комментарии
Мои новости



Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner

Рубрики